НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

Возможности скрипки в оркестре

Но далеко не всеми перечисленными способами воспроизведения звука исчерпываются возможности скрипки в оркестре. Коль скоро понадобится изменить окраску звука в сторону её мощности, насыщенности, может быть драматической выразительности и возбуждённости, как потребуется переход к нижней части смычка. Этот приём известен под особым названием «игры у колодочки» и обычно в нотах обозначается словом «аи talon». Таким способом игры начинается первая, часть прославленной Второй симфонии Бородина.

Наоборот, когда требуется значительная лёгкость звука и техническая подвижность, словом, когда необходима стремительность и изысканная тонкость исполнения, тогда исполнитель прибегает к верхней части смычка и играет его кончиком — «rde la pointe». Такой случай исполнения встречается в самом начале стремительно-воздушной увертюры Сон в летнюю ночь Мэндельсона, хотя теперь это проведение чаще всего воспроизводится легчайшим spiccatissimo или даже стольже воздушным sautille.

Тонкий и приятный «штрих sautille» получается вследствие лёгкого подскакивания на струне середины смычка или его части, расположенной немного выше середины после каждой только что воспроизведённой ноты. Этот приём исполнения особенно хорош в рисунках, требующих большой лёгкости, и он тем лучше, чем быстрее темп. Приёмом sautille обычно исполняется чудесное «Scherzando» Восьмой симфонии Бетховена.

Блестящий и красивый «штрих martele» в своём звучании имеет нечто общее с ударами маленького молоточка. Этот способ исполнения достигается внезапной остановкой смычка у каждой ноты и на слух все такие остановки производят впечатление крохотных пауз, разделяющих между собою всю последовательность звучащих нот. В оркестре martele или martellato встречается не так часто, как это могло бы показаться на первый взгляд.

Изумительный по красоте «штрих spiccato» в представлении одних является непосредственным развитием штриха martele, а в представлении других — возникает из лёгкого detache. В буквальном переводе spiccato значит — «отчётливо выделяя», и в звучании представляет разновидность отскакивающих или прыгающих ударов. Оно достигается лёгким прикосновением смычка к струне и коротким кистевым движением руки. В этом случае смычёк начинает отскакивать от струны и отрываться от неё подпрыгивающим движением. Скорость spiccato может быть доведена до невероятных пределов, но звучать оно будет тем красивее, чем меньше будет сила звука. Этот чрезвычайно изящный штрих можно встретить в любом классическом произведении, не говоря уже о сочинениях более поздних авторов.

Само собою разумеется, в этих нескольких основных приёмах извлечения звука отнюдь не заключено всё великое многообразие скрипичных штрихов, о которых лучше всего почерпнуть сведения из какой-нибудь хорошей и достаточно прославленной школы.

Но если продолжить свои хотя бы весьма поверхностные наблюдения, то нетрудно заметить, что струна зазвучит иначе, если смычок прикоснётся к ней у самой подставки — sul ponticello или sur le chevalet. Звук скрипки в этом случае озарится феерической холодностью, светом и сказочным блеском. Но и здесь возможно участие любой доли смычка. Чем ниже к колодочке будет использован смычок, тем резче и грубее будет звучать этот приём, способный дойти в forte до подлинного скрипа и скрежета. Напротив, если смычёк передвинется по струне вниз в направлении головки и окажется у самого грифа, где степень напряжения струны наименьшая, то и звук инструмента в меру станет «расслабленным» и приобретёт окраску вялую, тусклую и шуршащую. В этом случае понадобится новое определение — sul tasto или sur la touche и значок, который определит границы этого способа игры. Такими приёмами исполнения в оркестре пользуются весьма умеренно, так как они способны быстро утомить внимание слушателя своею необычностью.

Если же исполнитель откажется на какое-то мгновение от смычка или даже отложит его в сторону и звук будет извлекать «ущемлением» струны пальцем или «щипком», то возникнет приём pizzicato, столь любимый и памятный всем, кто слышал в исполнении оркестра знаменитое «Scherzo» из Четвёртой симфонии Чайковского или не менее прославленные «Pizzicati» из балета Дэлиба Сильвия или из вальса Раймонды в одноимённом балете Глазунова.