|
Участь клавишных инструментов
Участь клавишных инструментов сложилась несколько иначе и значительно более удачно. Наиболее распространённым инструментом новейшего оркестра оказалась челеста. Она была построена во второй половине XIX столетия. Сказочно-поэтическая звучность челесты, благодаря своей необычайной красоте, привлекла к себе пристальное внимание почти всех позднейших композиторов начиная с Чайковского, который среди них, как известно, оказался первым.
Он блистательно попользовал челесту в знаменитом «Танце феи Дражэ» во втором действии балета Щелкунчик. После этого случая, нет уже ни одного композитора, который не оценилбы должным образом этот инструмент. Особенно тонко и изысканно челестой пользовались французы — Клод Дебюсси и Морис Равэль.
Предшественник современного фортепиано — старинный клавесин— в своё время занимал выдающееся положение в старом оркестре, исполняя очень ответственную партию в составе basso continuo. После изгнания «цифрованного баса», клавесин на долгие годы был предан забвенью и только на рубеже XX столетия был возрождён на концертной эстраде в качестве солиста. Этой своей «современной славой» клавесин больше всего обязан выдающейся польской клавесинистке Ванде Ляндовской. В оркестре нового времени клавесин был возрождён, вероятно, Игорем Стравинским и, в особенности, Рихардом Штраусом в его великолепно звучащей Couperin-Suite. В самые последние годы звучность клавесина всё чаще и чаще привлекает внимание более молодых композиторов, которые охотно пользуются этим возрождённым инструментом прошлого.
|
|