|
Туба чимбассо
Как известно, партия чимбассо встречается у Вэрди в Травиате, Аиде, Отэлло и некоторых других произведениях как самого Вэрди, так и ряда других современных ему итальянских композиторов. Чтоже касается участия всей «меди» в камерной музыке, то уместно высказать мысль о том, что при всех своих относительных достоинствах объединение медных духовых инструментов не может долго удерживать на себе внимание слушателя.
Поэтому, в полном составе «медь» выступает чрезвычайно редко и, например, в сочинениях русских композиторов её придётся попросту искать. Очевидно, русские композиторы не очень любили пользоваться одной «медью» вполне обнажённо и обособленно, и из всего, что было написано для духовых инструментов с фортепиано или без него, можно назвать только один квартет для медных духовых инструментов, оставленный Глазуновым. Эта небольшая вещица носит название In modo religioso и никогда не исполняется в концертах. Но в своё время иной раз исполнялись так называемые «Славления» — очень короткие по объёму «музыкальные дифирамбы-фанфары» в честь какого-нибудь выдающегося события в жизни данного лица. Их не раз писали многие русские композиторы, близкие «Могучей Кучке». Чаще всего медные инструменты оказываются составной частью какого-нибудь более сложного ансамбля, образованного из струнных, деревянных духовых и «меди» — валторн или труб. Тромбоны обычно не принимают участия в таких объединениях, так как в скромном составе инструментов, особенно с участием фортепиано, будут неизменно производить слишком громоздкое впечатление. Особенно же красиво звучит квартет валторн, но композиторы предпочитают пользоваться им в оперно-симфоническом оркестре. В камерном ансамбле и это чудесное объединение имеет, в сущности, ничтожное приложение. В качестве достойного образца можно было бы назвать знаменитый Квартет для четырёх валторн Шумана.
|
|