НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

Тромбон

Лёгкие исполнителя в действительности оказываются способными извлечь этот звук только на первых трёх-четырёх позициях и то при условии, чтобы сила их звучания не переходила за пределы умеренного mezzo-forte. Это обстоятельство послужило поводом присвоить самым низким «основным» звукам тромбона наименование «педальных звуков», звучащих при некоторых условиях чрезвычайно убедительно. Наиболее прославленный случай применения «педальных звуков» тромбона встречается в «Hostias» Рэквиема Бэрлиоза. В ином роде, но столь же остроумно, этой звучностью воспользовался Глазунов в «Scherzo» Третьей симфонии.

Это — одна особенность в построении звукоряда современного тромбона. Другая — заключается в перерыве, существующем между основным тоном первой позиции и вторым — шестой позиции. Как известно, хроматическая октава охватывает двенадцать ступеней, а семь позиций тромбона — семь. Следовательно, пять звуков — mib, re, reb, do и si, заключённые в указанном отрезке,— отсутствуют совершенно. Но коль-скоро две крайние позиции — шестая и седьмая, являются чрезвычайно трудными, то принято считать две ступени — fa и mi большой октавы, существующими только теоретически. Ни один осмотрительный композитор никогда не напишет эти звуки, если не будет иметь в виду «кварт-вентиль», в настоящее время. настоятельно изгоняемый из обихода тромбона. Одно время этот изъян в звукоряде современного тромбона исправлялся только что упомянутым «кварт-вен- тилем», сущность которого сводится к перемещению первоначальной последовательности всех семи позиций на кварту вниз. Долгое время тромбонисты пользовались этим дополнительным приспособлением, но в последние годы зарубежные мастера решили, что этот «кварт-вентиль» дурно влияет на качество звучания инструмента и потому все последующие выпуски тромбона стали появляться без него. Во многом такое мнение не лишено оснований, но из-за этого тромбон потерял те технические преимущества, которые он приобрёл на некоторое время благодаря применению «кварт-вентиля». В техническом отношении, в меру свойств медного духового инструмента, тромбон вполне совершенен, хотя «голая техника» ему, в сущности, мало подходяща. Она ему доступна вполне, но используется она всё-таки очень умеренно.

Итак, как было уже замечено несколько раньше, в симфоническом оркестре тромбон появился в самом начале XVII столетия. Уже в 1607 году тромбонами воспользовался Кляудио Монтэвердэ в своей опере Орфэо. Но в те отдалённые времена тромбоны несколько отличались от современных. Прежде всего, они представляли собою целое семейство инструментов из шести представителей — дискантового, сопранового, альтового, тенорового, басового и контрабасового. Несколько позднее это семейство ограничилось пятью представителями, а совсем недавно — на протяжении XVIII и XIX столетия, их было уже только три — альтовый, теноровый и басовый. Во времена Вагнэра была сделана попытка возродить контрабасовый тромбон, а при исполнении сочинений Баха и Хэнделя — и сопрановый. Но сейчас семейство тромбонов представлено лучшей разновидностью инструмента,— так называемым, «тенор-басовым» тромбоном, причём третий тромбон до сих пор ещё сохранил наименование «бас-тромбона». Его мензура несколько шире тенор-басового тромбона, а мундштук, представляя собою прямую воронку, несколько крупнее таковой же тенор-басового тромбона. В техническом отношении, как было уже замечено, тромбон достаточно подвижен и с давних пор обращал на себя внимание как отдельных исполнителей, так и композиторов. Первые часто достигали большого совершенства в игре, а вторые, если они к тому же были ещё тромбонистами, оставили множество произведений, предназначенных для тромбона-solo. В качестве концертного инструмента тромбон не раз привлекал к себе сердца музыкантов, но, к сожалению, он всё ещё боится показываться пред лицом большого собрания. Дабы немного возместить этот пробел и попутно дать возможность познакомиться с тромбоном во всех его наиболее характерных чертах, достаточно назвать Концерты для тромбона Владислава Блажевича, ныне уже покойного превосходного тромбониста, бывшего солистом оркестра Большого театра и профессором Московской Консерватории.

В оркестре новейшего времени один или несколько тромбонов всегда занимали весьма почётное место. На их долю приходится вся та музыка, которая в своём звучании требует наибольшей силы и драматической выразительности. Эктор Бэрлиоз в своей Траурно-Триумфальной симфонии посвятил тромбону выдающееся и в высшей степени проникновенное solo в виде речитатива или надгробного слова, произнесённого при погребении жертв революции 1848 года. Десятью годами раньше, в опере Чума во Флоренции, Алэви поручил тромбону наиболее высоко изложенное и самое драматически-насыщенное solo, которое ещё и по сей день почитается в числе труднейших. Короче говоря, в полном соответствии с поставленными перед собою задачами, тромбоном пользовались и продолжают пользоваться все композиторы от Баха и Бетховена до Прокофьева и Бриттэна включительно.

Бах, Хэндель и Бетховен, особенно в своих церковных произведениях, пользовались тромбонами для удвоения всех партий хора, подобно тому, как это делали композиторы на заре зарождения искусства оркестровки. Моцарт и Глюк, как известно, прибегали к услугам тромбонов в самых драматических местах некоторых своих оперных произведений. Моцарт, который особенно тонко чувствовал выразительные возможности всех оркестровых инструментов, воспользовался тромбонами в потрясающей сцене появления Статуи Командора в последней картине Дон-Жуана. Вебэр оставил незабываемые образцы применения тромбонов в Волшебном Стрелке, Глинка — в Иване Сусанине и Руслане и Людмиле, а Чайковский — в последней части своей Патетической симфонии. Вообще же говоря, поводов к применению тромбонов solo не так много. Тем меньше их к использованию одного тромбона в выразительном и достаточно продолжительном выступлении. Поэтому, всякая попытка поручить в оркестре какое-нибудь solo именно тромбону никогда не проходит незамеченной. Очень удачно одним

Тромбоном-solo воспользовался Михаил Раухвергер в одном из танцев своего киргизского балета Чолпон, что значит по-русски — «Утренняя Звезда», а к объединению трёх тромбонов-solo обратился однажды Зольтан Кодай, когда пожелал в нарочито-шутовской музыке передать явную «фантасмагорию» Хари Яноша, которому мерещится «баталия»

С Наполеоном, победа над ним и его низложение...