|
Струны виолончели
Струны виолончели значительно длиннее и толще скрипичных и для своего возбуждения требуют от исполнителя значительно больших усилий, чем это оказывается нужным на скрипке или на альте. В своё время смычок виолончели был несколько короче скрипичного. Следовательно, всё то, что на скрипке воспроизводилось одним движением смычка, на виолончели почти всегда приводило к необходимости применять два смычка — вверх и вниз или наоборот. В современных условиях, когда размеры виолончельного смычка уравнены со скрипичным, большой разницы в особенностях исполнения уже не стало. Более того, — целый ряд технических приёмов и особых построений, вполне тождественных скрипичным и альтовым, на виолончели нередко производит неизмеримо лучшее впечатление. Объяснение этому обстоятельству легко найти не только в длине струн, но и в качестве и характере их звучания.
Чтобы получить вполне ясное представление о технических возможностях виолончели, достаточно припомнить не только ряд классических произведений Баха, Боккерини и некоторых их современников, но и сочинения чисто-виртуозного характера, написанные для этого инструмента самими виолончелистами — Бэрнхардом Ромбэргом, Адриэном-Франсуа Сёрвэ, Жаном-Люи Дюпором, Юлиусом Клэнгелем и знаменитым русским виолончелистом Карлом Юльевичем Давыдовым, произведения которых постоянно звучат в концертах современных виолончелистов. Кроме уже названных имён виолончелистов — композиторов и исполнителей, вполне справедливым будет вспомнить имена и других выдающихся русских виолончелистов недавнего прошлого — Александра Вержбиловича и Анатолия Брандукова, и двух современных советских виртуозов — Святослава Кнушевицкого и Мстислава Ростроповича, первого исполнителя Концерта-симфонии для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева.
И, конечно, говоря о выдающихся виолончелистах вообще, нельзя не упомянуть с особым уважением имя Пабло Казальса — «патриарха современных виолончелистов» и одного из самых замечательных музыкантов-виртуозов, по крайней мере, двух последних столетий...
Однако легко согласиться, что подобная виртуозность виолончели совершенно не приемлема в оркестре. В конечном итоге, она там совершенно не нужна и рассчитывать на её возможное приложение, конечно, не приходится. Обязанности виолончели в оркестре сводятся к значительно более скромным задачам, хотя значение их в оперно-симфоническом оркестре отнюдь не менее существенно и важно.
В «Andante» своей Пятой симфонии, в унисон с альтами, он поручил виолончелям в среднем отрезке их звукоряда проникновенную тему, а в «Scherzo» тойже симфонии совместно с контрабасами он показал достоинства их низких нот. В дальнейшем, звучность виолончелей понадобилась Бетховену и в Девятой симфонии, когда он воспользовался ими сначала совместно с контрабасами для изложения призывной темы, а затем с альтами — для проведения той же темы, в ходе своего дальнейшего развития получившей совершенно иное толкование.
|
|