|
Струнные инструменты
Позднее от жильных струн отказались и, вероятно, в целях значительной прочности и дешевизны, перешли на металлические струны, прекратив тем самым давнишний спор о «качестве звучания» скрипки. Таким образом, первая струна вместо жильной стала металлической, вторая — стала также металлической, но с алюминиевой обмоткой, третья,— оставшись жильной, приобрела также алюминиевую обмотку, и только четвёртая струна или «басок» осталась такой, какой была всегда — жильной с серебряной обмоткой. Настроенная в Sol малой октавы она звучит очень напряжённо, выразительно-взволнованно и даже несколько сурово. Этой чудесной звучностью начинается Скрипичный концерт Глазунова.
Две средних струны — Re к La первой октавы, звучат немного скромнее и как бы застенчиво. Ими пользуются обычно для передачи в звуках мелодий скромных, поэтичных, задумчивых, словом, тех, в которых не требуется ни драматической взволнованности, ни, тем более, блеска и великолепия. Именно этой звучностью средних струн начинается медленная третья часть симфонической сюиты Римского-Корсакова Шехеразада.
Наконец, первая струна или «квинта», настроенная в Mi второй октавы, звучит особенно ярко, звонко и вызывающе-блестяще. В силу технических условий круг её художественных возможностей оказывается значительно шире такового же всех прочих струн, а основной, действующий в оркестре звукоряд скрипки в своей большей части обязан именно этой первой струне её. Значительное количество музыки, написанной для скрипки в оркестре и расположенной в относительно высоких октавах, требует участия именно «квинты». Поэтому всё, что звучит за пределами второй октавы, обычно без всяких исключений предусматривает исполнение на струне Mi, или на «квинте», которая при всех обстоятельствах и всегда звучит достаточно ярко, звонко, сочно и выразительно.
При содействии этих весьма, казалось бы, скромных средств, скрипка располагает удивительным разнообразием звука. Каждая струна её звучит, прежде всего, с характерным для них оттенком. Если «басок» несколько суров и мужествен, а «квинта» — искрится и блестит, то две средние струны звучат несколько скромнее, чуть тусклее и вкрадчивее. Благодаря такому качеству в звучании инструмента, композитору всегда приходится отдавать себе отчёт, какой струной ему следует воспользоваться, дабы «наилучшим образом выразить свои художественные намерения. Но богатейшее разнообразие в звучании скрипки зависит отнюдь не в меньшей, если не в большей, степени от действий смычка.
Звук на скрипке извлекается «трением смычка» или точнее — волоса смычка о струну. Следовательно, на окраску и качество звука влияет не только струна, как таковая, но и отрезок смычка и часть струны, на которой в данную минуту извлекается звук. Все эти тонкости относятся к области скрипичной техники, они очень сложны и чрезвычайно многообразны. А смычки, или как их называют скрипачи — «штрихи», настолько сильно влияют на качество и окраску звука, они настолько многочисленны и разнородны, что в каждом отдельном случае требуют самого тщательного к себе отношения. От применения тех или иных «штрихов» может резко, иной раз до полной неузнаваемости, измениться характер исполняемой музыки, и потому очень важно, чтобы композитор или исполнитель взвесил все возможности техники штриха и избрал только то, что наиболее точно и совершенно может ответить художественному содержанию данного произведения.
В обычных условиях, скрипач пользуется средней частью смычка и играет в верхней части струны, заключённой между порожком и подставкой, и пользуется штрихом legato по преимуществу — то есть слитной, связной игрой. Этот приём игры на струнных инструментах оказывается наиболее распространённым, красивым и выразительным и обычно никак не обозначается, если не считать лиги, связывающей необходимое количество нот на одно движение, или «удар» смычка — coup d'archet. Полной противоположностью legato оказывается «раздельная игра» с самостоятельным движением смычка на каждую отдельную ноту. Таким образом, если пользоваться средней частью смычка в обоих направлениях, то получается так называемый приём detache или поп legato, что, в сущности, одно и тоже. Этот способ игры обычно различается в подробностях, но в основном применяется в тех случаях, когда требуется сочная, достаточно чёткая и устойчивая звучность или относительная подвижность. Именно таким штрихом начинается блистательная по своей яркости звучания увертюра к опере Глинки Руслан и Людмила, увертюра к опере Смётаны Проданная невеста или первая часть Струнной серенады Чайковского.
Когда detache достигает необычайной стремительности и сосредоточивается на одной какой-нибудь ноте, то оно получает тогда название tremolo. Этот приём чрезвычайно распространён, и само по себе tremolo звучит очень взволнованно и возбуждённо в forte и, наоборот,— несколько вкрадчиво и таинственно в piano. В оркестре приёмом tremolo пользуются с большой осторожностью. С одной стороны — оно способно быстро притупить внимание слушателя, а с другой — чрезвычайно сильно утомить руку исполнителя. Но в умеренном количестве tremolo способно произвести превосходное впечатление. Достаточно вспомнить среднее проведение во вступлении к Пиковой Даме или «Сцену письма» в Евгении Онегине Чайковского, чтобы с полной несомненностью убедиться в художественной выразительности этого спосо ба исполнения. Эта разновидность tremolo на одной или нескольких одновременно звучащих нотах — с применением diuisi или без него — чаще всего называется «смычковым tremolo» в отличие от другой, более нежно и изящно звучащей разновидности «пальцевого tremolo». Как правило, пальцевое tremolo, исполняемое только пальцами и legato, применяется в музыке утончённой, изысканной или сказочно-фантастической. Особенно широко «пальцевым tremolo» пользовались композиторы-импрессионисты, как, например, Дебюсси и его ближайшие современники и последователи. Исполнение «пальцевого tremolo» в большом forte в значительной мере теряет свой смысл.
|
|