|
Струнно-щипковые и клавишные инструменты
К этому последнему оркестровому объединению инструментов принадлежат струнно-щипковые, струнно-плекторные и клавишные инструменты, которые в соответствии со своей «классификацией» не так ещё давно распределялись среди всех прочих инструментов оркестра. Так, одни из них оказывались помещёнными в разделе струнных, а другие — попадали даже в разряд духовых.
С точки зрения законов «абсолютной классификации» такой порядок размещения инструментов может быть и имеет свой смысл, но с точки зрения современного оркестра многое представляется уже несколько условным, странным и даже нелепым. Из каких соображений следует помещать все струнно-щипковые, струнно-плекторные, струнно-клавишные и струнно-ударные инструменты в разряд струнно-смычковых, — так поступали раньше, да делают иной раз м сейчас, — когда для большей ясности и простоты есть все основания разбить их на более или менее самостоятельные отделы, руководствуясь уже их отличительными и, так сказать, «исполнительскими» чертами? В данном случае «представляется вполне разумным отказаться от догматического подхода к вопросу «классификации инструментов» и склониться в сторону принятого в оркестре распределения всех тех инструментов, которые составляют настоящий раздел. При таких условиях, к струнно-щипковым инструментам в современном оркестре принадлежат арфы, гитары, балалайки и, отчасти, гусли, а к струнно-плекторным—домры, мандолины и банджо. Цитры, и цимбалы могли бы составить несколько обособленную группу, так как в оркестре они принимают более чем скромное участие. За исключением одного только хорошо известного случая — цитры вообще не встречаются. Клавишные инструменты как вполне самостоятельное сочетание инструментов возникло в сознании учёных совсем недавно. В прежнее время такие инструменты, как клавесин и фортепиано, причислялись к разновидностям струнных инструментов, за струны которых «задевают» или по струнам которых «ударяют». Орган причислялся к духовым инструментам, а челеста — к ударным. Особенной нелепостью отличалось это последнее обстоятельство. К духовым инструментам, строго говоря, относились только те, в звукообразовании которых принимало участие человеческое дыхание, и потому орган с фисгармонией, как инструменты, «дышащие» при помощи мехов, к таковым причисляться не должны. Тоже относится и к челесте. По сути дела, она представляет собою крохотное фортепиано, в котором струны заменены металлическими пластинками, приводимыми в сотрясение ударом маленьких молоточков. Эти-то молоточки, сходные с молоточками фортепиано, больше напоминают «клавишный механизм», чем что - либо другое. Кроме того, «клавиши», как средство, облегчающее звукоизвлечение, в устройстве ряда музыкальных инструментов заняли настолько значительное и почётное место, что имеет полный смысл объединить разнородные по существу своему инструменты именно по этому их общему внешнему признаку. Такой путь оказывается к тому же тем более оправданным, что все «клавишные» инструменты, также как и «струнно-щипковые» и «плекторные», занимают в современной партитуре одно общее для всех место между ударными и смычковыми инструментами. В предстоящем повествовании особое внимание будет уделено только арфе, как инструменту, наиболее часто встречающемуся в оркестре. О всех же прочих участниках данного раздела, используемых в оркестре крайне редко, будет сказано лишь несколько слов и попутно упомянуто об их применении в оркестровой литературе — оперной, симфонической и балетной.
|
|