|
Разновидности трубы
Разновидности трубы, к сожалению, почти никакого распространения не получили. Ими одно время начали настойчиво пользоваться некоторые русские и зарубежные композиторы, но дальше этого дело так и не пошло. В числе первых должно упомянуть малую трубу в Re, впервые предложенную и применённую Римским-Корсаковым и предназначенную для усиления самых крайних верхних ступеней обыкновенной трубы, обычно резких и очень напряжённых.
В основном, эта труба, звучащая целым тоном выше написанного, предназначалась для исполнения труднейшей партии трубы-carmo в сочинениях Баха и Хэнделя. Этимже инструментом, особенно в пору увлечения чрезмерными оркестровыми составами, довольно часто пользовался Римский-Корсаков и некоторые его ближайшие ученики и последователи.
Вторая разновидность есть так называемая альтовая труба в Fa, которую иногда именуют ещё «контральтовой» трубой, переводя это определение с итальянского языка. Альтовую трубу заставил построить Римский-Корсаков, стремившийся обогатить низкий регистр обыкновенной трубы, звучащий, как известно, не очень полно и убедительно. Сам Римский-Корсаков упорно пользовался своим детищем в ряде своих оперных произведений. По его стопам пошли и некоторые из его учеников, как, например, Глазунов,— но дальше этого дело также не пошло и альтовая труба совершенно исчезла из оркестра, не успев там даже «расцвести пышным цветом своей оркестровой юности». Альтовая труба, как легко было уже догадаться, звучит подобно английскому рожку — чистой квинтой ниже написанного.
Наконец, третья разновидность обыкновенной трубы — есть бас-труба. Она представляет собою лучшую разновидность из трёх, но благодаря поразительной косности музыкантов и композиторов имеет ничтожное применение в оркестре. Впервые она была введена в Кольце Нибелунга Рихардом Вагнэром и в его время существовала теоретически в трёх строях — Mib, Re и Do. По стопам Вагнэра пошли некоторые его последователи, но в настоящее время бас-труба также «модернизирована», как и обыкновенная труба. Современная басовая труба имеет строй Do или Sib и звучит чистой октавой или большой ноной ниже написанного.
Басовая труба в старом строе Mib встречается у Стравинского в Весне Священной, а среди западно-европейских композиторов она появлялась не один раз. Так, Рихард Штраус уделил ей внимание в Электре, Арнольд Шёнбэрг доверил ей довольно ответственную партию в Песнях Гуррэ, а Эгон Вэллес использовал её в своей опере Ахиллэс на Скиросе. Из всех музыкантов, пользовавшихся басовой трубой, с наибольшей расточительностью отнёсся к ней чешский композитор Лэош Яначек. Он потребовал в своей Симфониэтте две басовые трубы в Sib при девяти обыкновенных трубах в Do, двух теноровых тубах в Sib, четырёх тромбонах и многочисленных литаврах. Из русских классиков басовой трубой очень своеобразно, но крайне робко воспользовался А. К. Глазунов в симфонической картине Море.
Как ясно уже из всего только что сказанного, «египетские трубы» были призваны в оркестр Аиды — по существу дела — в качестве самых обыкновенных фанфар. Но коль скоро современные общеизвестные «фанфары» имеют значительное распространение в войсках и часто применяются в ряде случаев, связанных с торжественными парадами, шествиями и тому подобными обстоятельствами,— полезно напомнить, что среди труб-фанфар известны три разновидности «натуральных» инструментов. Это — собственно фанфара в Mib, кавалерийская труба в Mib и артиллерийская труба в Reb. За исключением двух нестройных ступеней натуральной гаммы, все эти инструменты располагают семью превосходно звучащими интонациями. В двух первых случаях они довольствуются объёмом в две октавы — от sib малой до sib второй, а в третьем — целым тоном ниже — от lab малой октавы до lab второй в действительном звучании. О двух рожках — пехотном рожке в Do и флотском рожке в Sib — здесь можно и не упоминать, поскольку они имеют местное и более ограниченное применение.
|
|