|
Ксилофон, тубафон
Наоборот, ксилофон, как потомок древне-негритянской маримбы, в оркестре появился, по-видимому, не раньше 1874 года, когда Сэн-Санс применил его в своей симфонической поэме Пляска Смерти. Римский-Корсаков спустя двадцать шесть лет воспользовался ксилофоном только один раз во вступлении к третьему действию оперы Сказка о царе Салтане — в симфонической картине «Три чуда», музыка которого возвращается вторично уже при появлении белки в самом конце сцены.
В настоящее время, ксилофон стал любимейшим инструментом эстрадных артистов, доведших свою исполнительскую технику до подлинной виртуозности. В оркестре обычно не пользуются столь развитой партией ксилофона по той причине, что инструмент этот успевает надоесть скорее, чем ему удаётся полностью высказаться. Очень удачно использован ксилофон в довольно трудной варьяцйи Тао-Хоа в балете Глиёра Красный Цветок. Современный ксилофон располагает тремя полными хроматическими октавами, заключёнными между do первой и do четвёртой октавы. Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками, выточенными наподобие «козьих ножек».
В первой трети XX столетия по образцу ксилофона был построен тубафон. Разница заключается лишь в том, что деревянные брусочки ксилофона заменены на тубафоне металлическими трубочками. Играют на тубафоне точно также, как и на ксилофоне, но объём его ограничен лишь двумя октавами — от mi первой октавы до mi третьей. В симфоническом оркестре тубафон применяется ещё очень редко, хотя звучит очаровательно, напоминая немного чуть тусклое пдавякивание хрусталиков. Арам Хачатурян очень удачно воспользовался тубафоном в одном из танцев своего балета Гаянэ.
|
|