НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

Гармоника как «народный инструмент»

Гармоника, в качестве «народного инструмента», получила широчайшее признание среди всех народов мира, но в симфоническом оркестре она появляется ещё очень редко. Не вдаваясь здесь в длинную, сложную и чрезвычайно запутанную историю этого инструмента, можно только сказать, что он ведёт свою родословную от китайского илэна, возникшего по преданию ещё во времена императора Хуан-ди,— то есть примерно около пяти тысяч лет тому назад.

На Западе ручная гармоника появилась в 1822 году, когда её впервые предложил Кристиан-Фридрих Бушман. Уже пятью годами позже, ручная гармоника Бушмана была усовершенствована в Вене Дэмианом, а в 1829 — в Лондоне сэром Чарльзом Уитстоном, где получила название концертины, и, по сути дела, явилась совершенно новым инструментом. Гармоника Дэмиана получила название аккордэона и под этим наименованием существует в Европе и Америке по сей день. Напротив, переделанная концертина появилась в Германии под именем банданьона.

В России гармоника стала известна в середине прошлого столетия и, благодаря кипучей деятельности тульских оружейников Сизова и Щёлокова и чулковского торговца Белобородова, была преобразована в подлинно русский народный инструмент. В своё время в различных областях старой России существовали гармоники различных строёв и различного устройства, но наибольшей любовью народных музыкантов пользовались «венские гармошки», «полувенки», «хромки» и всевозможные местные разновидности русской гармоники, как саратовские, ливенские, вятские тальянки, смоленские немки, елецкие разладные, фисовые, бологойские двухрядки, касимовские поповки, черепашки, рояльные, реформы и многие другие. Но лучшей русской гармоникой оказался в конечном итоге баян — очень богатый звуковыми и техническими возможностями. Разновидности русского баяна, как «выборный баян» и «полубаян», уступили место собственно баяну, ставшему уже подлинно концертным и оркестровым инструментом. Объём современного баяна охватывает последовательность звуков от mi контроктавы до mi-fa четвёртой со всеми хроматическими промежутками.

В самое последнее время, мысль, зародившаяся впервые у Н. И. Белобородова, — создать «оркестр гармонистов», была полностью осуществлена К. С. Алексеевым, поручившим мастерам руководимого им в то время Музыкального Училища построить набор «оркестровых баянов». Особенность этих «баянов» заключается в том, что каждому инструменту — в данном случае «голосу» — придана особая окраска звука, напоминающего тот или иной инструмент симфонического оркестра. Современный «оркестр баянистов» включает уже шесть «оркестровых баянов» — piccolo, приму, альт, тенор, бас и контрабас, и шесть «тембровых баянов» — фагот, тубу, валторну, контрафагот, трубу и кларнет.

В симфоническом и театрально-драматическом оркестре аккордэоном воспользовался Чайковский в «Scherzo burlesque» Второй сюиты, а банданьоном — Курт Вайль в Трёхгрошёвой опере нищих. Тремя баянами воспользовался Юрий Шапорин в «шутейной сюите» Блоха. Один баян встречается у Прокофьева в опере Семён Котко. Достойный внимания Концерт для баяна с оркестром написал Николай Чайкин. Среди многочисленных сочинений для гармоники английских композиторов можно назвать Романс для гармоники, струнного оркестра и фортепиано Ральфа Воана Уильямса, исполненный впервые в 1952 году. Баян под видом аккордэона и концертины принимает живейшее участие в небольших ансамблях, сопровождающих исполнителей так называемых «чувствительных романсов» и «эстрадных песенок». В настоящее время нередко звучат сольные выступления одного или нескольких баянов в составе больших праздничных и воскресных концертов. И, вероятно, недалеко то время, когда баян займёт почётное место в рядах постоянных участников симфонического оркестра...