|
Большой медный оркестр
Большой медный оркестр в настоящее время представляет собою» уже величину «воображаемую». Теоретически всякий «малый медный оркестр» может быть путём увеличения числа исполнителей превращён в «большой» медный состав. Но в действительности такое мероприятие не имеет большого смысла по той причине, что звучность, «чистой меди» в лице одних только саксхорнов отнюдь не блещет такими художественными достоинствами, из-за которых стоило бы «ломать копья».
Чаще всего малый медный оркестр сразу превращается в малый «смешанный» оркестр. В нём, при незначительном увеличении, семейства саксхорнов, участвуют уже деревянные духовые инструменты— флейты и кларнеты, и некоторые инструменты медной группы симфонического оркестра—валторны и трубы. Звучание такого смешанного оркестра приобретает уже совсем иную окраску, значительно более мягкую и приятную. Все «острые углы» семейства саксхорнов оказываются в известной мере сглаженными и такой состав оркестра производит уже не только вполне удовлетворительное, но и достаточно приятное впечатление. Малый смешанный оркестр есть обособленная художественная единица, имеющая полное право на совершенно самостоятельное существование. Во всех крупных войсковых соединениях оркестр этот принимает самое деятельное участие в их. повседневной жизни, и большая часть музыки, предназначенной для духового оркестра вообще, написана именно для такого состава. Малый смешанный оркестр отвечает всем строгим требованиям современного музыканта и способен, в сущности, воспроизвести любую музыку, даже и не предназначенную для этого вида оркестра, но художественно обработанную и приспособленную именно к такому виду оркестра с полным знанием и пониманием дела.
Участие инструментов симфонического оркестра в малом смешанном составе имеет свои основания и законы. Об одной стороне вопроса было только что сказано — флейты и кларнеты в значительной мере смягчают и украшают немного жёсткую звучность медного оркестра и, в особенности, обогащают её мелодически и технически. Здесь, разумеется, не место углубляться в оркестровые тонкости, но достаточно сказать, что эти чрезвычайно подвижные голоса симфонического оркестра не только принимают на себя всю «мелкую технику» данного произведения, но часто звучат в октаву с основными мелодическими голосами медного состава. Такое положение флейт и кларнетов в медном смешанном оркестре привносит в его звучание много свежести и света, не говоря уже о большой и подчас замысловатой технической подвижности. Эти деревянные духовые инструменты оказываются столь незаменимыми сочленами медного оркестра, что обычно их партии значительно увеличиваются количественно. Мало сказать, что часто пишут две или три самостоятельные и вполне обособленные партии флейт и кларнетов, но и на каждую партию стремятся назначить, возможно, большее число исполнителей. Такое мероприятие превращает партии флейт и кларнетов в равноценные голоса оркестра, способные противопоставить свою звонкую, свежую и яркую звучность всему прочему составу медного оркестра.
Что же касается добавочных валторн и труб, часто вводимых в состав смешанного оркестра, то на эти инструменты принято смотреть, как на «характерные звучности». Это значит, что оркестратор не должен полагаться на них, как на рядовых сочленов медного оркестра, но обязан привлекать их во всех случаях, когда пожелает разнообразить общую звуковую палитру смешанного оркестра более характерными и, следовательно, несколько отличными звуковыми красками. При таком отношении к делу партий валторн и труб могут оказаться чрезвычайно впечатляющими и, будучи противопоставленными корнетам, тенорам и альтам, могут прозвучать особенно красиво и убедительно. От искусства оркестратора зависит разнообразие в использовании оркестровых красок и успех общего звучания малого смешанного духового оркестра — чем изобретательнее оркестратор, тем, очевидно, красочнее общая звучность такого оркестра. Участие ударных инструментов в данном случае определяется действительными потребностями музыки, и дело автора или оркестратора' сделать так, чтобы ударные инструменты не мешали, а были бы всегда желанными и достойными участниками целого.
Большой смешанный духовой оркестр — это уже в полном смысле слова военный «симфонический» оркестр. В нём есть всё вплоть дэ гобоев и фаготов. В нём нет только струнных инструментов, обязанности которых обычно поручаются семейству саксхорнов. Такой оркестр требует полного состава деревянных духовых, вплоть до малой флейты, английского рожка, бас-кларнета и контрафагота. В его составе могут принять участие также и саксофоны, количество которых зависит обычно от действительной наличности инструментов. Медные инструменты — участники симфонического оркестра — в большом смешанном духовом оркестре представлены обычно полностью —четырьмя валторнами, тремя-четырьмя трубами, тремя тромбонами и тубой. Ударными инструментами пользуются в таких случаях по мере надобности, но литавры являются уже непременным участником такого оркестра. Наконец, семейство саксхорнов, как основа всякого духового оркестра, чаще всего увеличивается до своего наибольшего состава — до двадцати пяти исполнителей. Показательные большие смешанные духовые оркестры, которые иной раз создавались, располагали ещё арфами, струнными контрабасами и даже фортепиано. Но такие разновидности духового оркестра имели и имеют лишь случайный характер и потому в счёт идти не могут.
Звучность такого «большого смешанного духового оркестра» представить себе, конечно, нетрудно. Звучит подобный оркестр весьма внушительно, блестяще и разнообразно. Он обладает богатыми оркестровыми средствами и дело оркестратора уметь ими воспользоваться. Во всяком случае, такой оркестр способен воспроизвести уже любую музыку и, если сделать поправку на отсутствие струнных инструментов, то можно смело сказать, что большего от него требовать нельзя, да и не следует. Так или иначе, его можно слушать, как нечто самостоятельное и в художественном отношении совершенное.
Теперь вполне своевременно возникает вопрос — когда же зародилась военная музыка? Есть указание, что римские легионы имели в своём составе музыкантов, игравших на медных инструментах. Это были, вероятно, «тибии» и «букцины». В Европе музыкальные инструменты в виде рогов и труб появились, очевидно, не ранее XIII столетия, когда они в качестве «военных сигналов» применялись в войсках французов и англичан. Около того же времени и для тех же целей в Италии пользовались ударными инструментами. Духовой оркестр с участием ряда старинных струнных и щипковых инструментов в качестве «придворного оркестра» появился в Англии со времён Эдуарда IV. Его тринадцать менестрэлей имели уже трубы, свирели и маленькие дудочки. Все последующие короли и королевы Англии расширяли свой «придворный оркестр» и увеличивали, главным образом, количество трубачей и тромбонистов, называвшихся в то время «сакбутами»— общим «собирательным» определением, не имевшим, очевидно, ничего общего со старинным названием собственно тромбона. Во Франции «придворная музыка» возникла, по всей вероятности, при Люи XIV, хотя в войсках пользовались трубами и рогами значительно раньше. Тоже было и в Германии, где, помимо всего, хоры трубачей и тромбонистов развлекали своей игрой честных бюргеров с высоты башен городских ратушей и церквей.
|
|