|
Блюз
Одной из наиболее крупных и влиятельных фигур при переходе от рэг-тайма к джазу был популярный негритянский композитор Уильям К. Хэнди. Род негритянской песни, известный под общим названием «блюз» — «blues», по всей вероятности, существовал в форме импровизации до того, как Хэнди посвятил весь свой талант именно этому жанру и сделал его столь популярным. Blues достигли наибольшего распространения и известности около 1914 года, когда мода на рэг-таймы стала проходить.
В отличие от «рэга», blues был медленной, протяжной, жалобной песней, обычно со словами, в которых оплакивалась потеря или отсутствие любимого или любимой. Для блюза характерно двенадцатитактное строение, вместо обычного для европейской музыки шестнадцатитактного. Их тональность в основном была мажорной, но их гамма имела своеобразное негритянское мелодическое строение... Их гармонизация тоже была своеобразной. В сопровождении blues септ-аккорд доминанты был столь обычным —
Или более обычным — явлением, как и простые трезвучия. А типичная гармонизация blues имела ярко выраженное стремление к плагальной, или субдоминантовой гармонии, которая до сих пор была исключением в американской народной музыке. В более сложном виде blues широко применялся также род «собранной хроматической гармонии»,
Известной под названием «парикмахерской гармонии» — barbershop harmony, которая, хотя и была уже давно связана с американской народной песенной импровизацией, до того не была столь характерной чертой издаваемой тогда городской популярной музыки.
Под влиянием blues гармонизация джаза стала более характерно негритянской и более красочной, чем предшествовавшая ей простая «маршевая» гармонизация рэг-тайма... Возможно также, что именно от blues джаз получил свой характерный вид изложения — более или менее непрерывную синкопированную мелодию, которая развивается под пульсирующий аккомпанемент. Другим нововведением blues был ещё «брэйк»—«break», или синкопированная инструментальная кадеиция, которая заполняла интервал между концом одной фразы джазовой мелодии и началом другой.
С того момента, как jazz стал популярным, начались горячие споры о том, является ли это формой музыкального сочинения или манерой исполнения. То, что джаз не укладывается в традиционные европейские категории «композиции» и «интерпретации», является одним из его характерных признаков. Джаз может быть полностью симпровизирован без помощи «композиторов». Он может основываться на мелодии джазового характера, сочинённой ранее. Точкой отправления может быть также пьеса, которая не имеет никакого отношения к американской народной музыке,— европейская народная песня» или даже классическое симфоническое произведение. Роль композитора в jazz'e во всяком случае гораздо менее значительна, чем роль его европейского собрата. Самые поразительные черты любого джазового исполнения заключаются не в воспроизведении самой мелодии, а в манере её исполнения. Большая доля артистического возбуждения любого хорошего джазового исполнения зависит, несомненно, от элемента неожиданности, то есть от того, что слушатель не уверен в точности, что сделают музыканты в следующее мгновение. В такой степени, по крайней мере, jazz является импровизационным искусством. Конечно, имеются разные типы джаза,— одни более изощрённые, другие более чисто-импровизаторские. Оркестр простых негров в каком-нибудь закоулке Мемфиса с поломанным саксофоном, старой стиральной доской и набором кухонной утвари, вероятно, производят чисто-импровизированную музыку, хотя даже и здесь в музыкальной речи обычно появляются отрывки популярных современных песенок. С другой стороны, модный, развязно-хвастливый оркестр ночного кабачка в Манхэттэне даёт тщательно аранжированное и отрепетированное исполнение, в котором молниеносная импровизация играет весьма незначительную роль. Здесь полнее представлен композитор, чья мелодия исполняется, но «аранжировщик», разработавший оркестровку, всё же занимает самое важное положение. Реакция публики и капризы моды в мире увеселений выдвигали на первое место то один, то другой тип jazz'а. Чисто импровизационный стиль джаза охарактеризован крылатым словцом hot— «острый, горячий», а обработанный и отделанный вид джаза носит название sweet — «нежный, милый», даже «сладкий», или straight—«прямой, строгий». И тот, и другой вид сосуществуют с первого дня появления jazz'а и обоим можно найти поразительные параллели в сфере негритянской религиозной музыки. Для первого — в примитивной «кричащей» музыке южно-негритянских церквей, а для второго — в тщательно обработанных и аранжированных негритянских духовных гимнах, исполняемых в концертных залах.
|
|