Самая детальная информация Наливной пол в Санкт-Петербурге на сайте. |
Бассэт-хорн - разновидность обыкновенного кларнетаВо времена Моцарта и Вебэра большим вниманием пользовался бассэт-хорн — красивейшая разновидность обыкновенного кларнета, настроенная в Fa и Mi. Эти инструменты звучат чистой квинтой и большой секстой ниже родового инструмента, а в нотах пишутся соответственно выше. Звучность бассэт-хорна отличается особенной мягкостью, теплотой и задушевностью. Моцарт, особенно к концу своей недолгой жизни, сильно привязался к бассэт-хорну и написал для него ряд чрезвычайно проникновенных soli. Затем, уже под именем альт-кларнета, бассэт-хорн появился однажды у Сэн-Санса в опере Анри VIII и с тех пор совершенно вышел из употребления. Но в самое последнее время интерес к этому чудесному инструменту возродился вновь и первым композитором, отважившимся его восстановить в оркестре, был Рихард Штраус. Среди отечественных композиторов бассэт-хорном воспользовался только Борис Лятошинский в медленной части своей Второй симфонии. Наиболее известной и распространённой низкой разновидностью кларнета является бас-кларнет. Во времена Бэрлиоза, Майербэра и Вагнэра бас-кларнет строился в Do, Sib и La и звучал октавой ниже соответствующих представителей родового инструмента. Но в самом начале текущего столетия, всего лишь каких-нибудь тридцать пять лет тому назад, была построена новая разновидность бас-кларнета, не только сочетавшая в одном инструменте звукоряды трёх прежних строёв, но и увеличившая объём инструмента на четыре хроматических ступени вниз. Таким образом, звукоряд бас-кларнета начинается с ноты do малой октавы по письму и простирается вверх до звука fa третьей октавы. Современный бас-кларнет строится только в Sib и звучит, следовательно, большой ноной ниже написанного в скрипичном ключе и большой секундой ниже, если он изложен в басовом. Звучность бас-кларнета чрезвычайно выразительная, иной раз очень драматичная, но всегда и при всех обстоятельствах немного суровая. Чайковский нашёл путь к блистательному применению бас-кларнета в Пиковой Даме, где он звучит не только сурово, но и трагично, а в Щелкунчике, напротив, в сочетании с челестой бас-кларнет производит впечатление скорее какого-то сказочного голоса, лишённого всякой драматической взволнованности. Вообще говоря, бас-кларнетом пользуются сейчас чрезвычайно широко и чаще всего в качестве баса семейства кларнетов. Но при всём этом никогда не следует забывать, что звучность бас-кларнета настолько характерна, что она почти никогда не проходит незамеченной. Всё лучшее, что написано для бас-кларнета, принадлежит поэтому к его выступлениям solo. В кантате Шапорина На поле Куликовом встречаются весьма выразительные обороты, доверенные бас-кларнету. Римскому-Корсакову представился однажды случай поручить весь узор причудливого сопровождения «Ариозо Мизгиря» в третьем действии Снегурочки бас-кларнету. Наконец, последняя разновидность кларнета была построена сравнительно недавно. Это — так называемый контрабасовый кларнет, звучащий октавой ниже бас-кларнета или двумя октавами ниже обыкновенного кларнета. Контрабасовый кларнет предназначался для продления вниз самых низких звуков кларнетов и получения, в самых глубинах оркестрового звукоряда кларнетного тембра в качестве устойчивого баса этого замечательного семейства. Этой цели контрабасовый кларнет достиг вполне, но в оркестре он, в сущности, не привился. Если не считать двух-трёх случаев применения контрабасового кларнета в оркестре, композиторы как-то не дали себе труда познакомиться с этим инструментом ближе. В этом смысле они, несомненно, очень много потеряли... Увлечённый огромными трудностями поставленной перед ним задачи, Сакс воодушевлялся всё больше и больше и, продолжая свои исследования с упорством достойным восхищения, стремился открыть те данные, которые дотоле были ещё неизвестными науке о звуке и которые пресекали дальнейшее развитие современного ему инструментального производства. В конце концов, он пришёл к познанию основного закона акустики, без применения которого ему не было пути, и установил, что «окраска звука определяется данными величинами столба воздуха соответственно с таковыми же объёма инструмента, его содержащего». Оттолкнувшись от этого основного положения, Адольф Сакс стремился изучить средства использования свойств параболы, о чём до него никто никогда и не помышлял. Кончилось дело тем, что он нашёл пути применить эти свойства к новому инструменту, который он замыслил построить. Теперь уже, после длительных изысканий и многочисленных опытов, оставался один шаг к претворению в жизнь первоначального замысла. Сакс изготовил из металла параболической формы воронку и снабдил её всеми необходимыми принадлежностями, свойственными деревянным духовым инструментам. Таким образом, этот новый инструмент явился плодом не случайных открытий, к которым можно было бы дойти ощупью, а следствием строго научных расчётов, вполне к тому же обоснованных. Сакс шёл к своей цели с уверенностью и с безусловной достоверностью, отнюдь не отказываясь от новых опытов, которыми он пользовался для своих дальнейших открытий. Так возник саксофон, а спустя некоторое время Сакс построил полное семейство этих инструментов в количестве семи различных представителей его. Здесь нет необходимости углубляться в дальнейшие подробности. Достаточно только сказать, что современный саксофон, к которому уже новейшие мастера применили «бёмскую систему» в расположении и устройстве дырочек и клапанов, обладает блестящими техническими возможностями, удивительной красотой звука, сближающего его одновременно с виолончелью, кларнетом и английским рожком, и значительной силой, способной бороться с любыми инструментальными объединениями оркестра. Объём современного саксофона по письму, тождественному для всех семи разновидностей семейства, простирается от s/b малой октавы до fa третьей, и звучит, в зависимости от строя и названия инструмента, выше или ниже. Но здесь нет большой необходимости распространяться о всех разновидностях саксофона и его строях. Достаточно только сказать, что самый распространённый альтовый саксофон строится обычно в Mib и звучит большой секстой ниже написанного. Следовательно, его действительный объём простирается от reb малой октавы до lab второй. Саксофон-баритон настраивается подобно альтовому саксофону в Mib, но звучит уже октавой ниже последнего, а саксофоны сопрано и тенор строятся и звучат также, как обыкновенный кларнет-сопрано в Sib и бас-кларнет. Само собою разумеется, установленный объём для саксофона по письму во всех этих случаях остаётся неизменным. Что же касается действительного объёма всех этих инструментов, то положительно нет никакого труда вычислить их границы с точностью до одной ноты.
|