НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

Влияние негритянской музыки на jazz

Как известно, слово jazz особенно широко стало применяться со времён первой мировой войны, но составные части этого музыкального явления, также как и основные ритмические и мелодические характерные черты его, встречались уже в мелодиях странствующих музыкантов и негритянских духовных гимнов времён, предшествовавших Гражданской войне штатов.

«Первая большая волна влияния негритянской музыки, — продолжает Сарджэнт, — породила искусство «рэг-тайма» — ragtime. Оно постепенно развивалось в конце XIX века и достигло своего наивысшего расцвета около 1910 года. Рэг-тайм, в отличие от более позднего jazz’а, в основном был фортепианным искусством и его наибольшая популярность совпала примерно с «до-фонографической эпохой» — эпохой игры на фортепиано. Почти все хорошие сочинители рэг-таймов были пианистами, и, несмотря на то, что рэг-таймы исполнялись иногда более крупными объединениями инструментов, фортепиано сохранило своё преобладающее влияние на их строение и музыкальный стиль. Лишь немногие рэг-таймы первого десятилетия имели певучую мелодию, а ещё меньшее количество их имело слова. Рэг-тайм был бурным, шумным сочинением, составленным из четырёх квадратных построений в четырёх или двухдольном размере. Он обладал также некоторыми чертами англо-кельтской gig — «джиги» или reel — «риля», которые сочетались уже с характерным для «негритянского стиля» ритмическим развитием.

Ко второму десятилетию XX века в Нью-Йорке выпускалось в свет колоссальное количество этих песенок, «прославлявших все достоинства» рэг-тайма. Но подобные популярные рэг-таймовские песенки, издаваемые «Tin Pan Alley»... были более поздними образцами и, строго говоря, не были настоящими рэг-таймами... Согласно мнению большинства знатоков, рэг-тайм был занесён в Нью-Йорк неким странствующим пианистом Бэном Харни, выступавшим в театре варьетэ Тони Пастора в 1896 году, и сохранился кое-где в отдельных сочинениях пианистов и композиторов именно этого жанра. Ещё в 1922 году Зэз Конфри, изобретательный популярный композитор, писал «трюкаческие» сочинения для фортепиано, в которых использовал большинство приёмов старых рэг-композиторов. Самый известный из последних рэгтаймов Конфри — знаменитая пьеса для фортепиано Kitten on ths keys — «Котёнок на клавишах».

Трудно точно установить, когда, собственно, возникло различие между рэг-таймом и джазом. Слово «рэг-тайм» имело широкое хождение ещё в 1917 году, но изощрённая популярная музыка за несколько лет до этого начала проявлять признаки изменения своего стиля, и род музыки, который стал известен под именем jazz'а, несомненно, уже существовал в сочинениях для отдельных танцевальных оркестров до того, как эта мода охватила всю область тойже популярной музыки. В противоположность всеобщему мнению и наперекор многим неосведомлённым статьям по этому предмету, основное различие между рэгтаймом и джазом не явилось ритмическим различием, — характерные черты джазовых ритмов были уже основательно использованы в «rag»'ax первого десятилетия XX века. Рэг-тайм отличается от джаза осо-бенностями мелодики, гармонии и инструментовки, и если рэг-таймы были шумными, острыми и пианистичными, то джаз стал более плавным и мелодически более певучим. Именно в нём популярная песенка стала приобретать всё более важное значение... а фортепиано начало уступать своё преобладающее положение инструментам, которые больше приближались к звуку человеческого голоса — саксофону, кларнету, трубе и тромбону...

Типичный популярный ансамбль начала девятисотых годов являлся, собственно, упрощенной разновидностью европейского симфонического оркестра с уменьшенной группой струнных, деревянных духовых и медных. Рассчитанный для исполнения лёгкой музыки европейского происхождения и музыки контрапунктического склада, он никогда не мог как следует приноровиться к требованиям рэг-тайма. Для целей джаза он был полностью устаревшим. Его скрипки были слишком многочисленны, слишком нежны и высоки по тону. Его виолончели и другие «внутренние голоса» оказались излишними. Его флейты были недостаточно выразительны и их динамические возможности ограничены. Но, прежде всего, его ударные инструменты были слишком робки. Новая музыка состояла в основном из эмоциональных певучих мелодий, звучащих на фоне постоянно пульсирующего ритмического сопровождения. Джазовый ансамбль, который окончательно установился приблизительно ко времени Мировой войны, в совершенстве соответствовал тогдашним требованиям. Он состоял из трёх видов инструментов, находившихся в различных числовых соотношениях,— из «язычковых» — саксофоны, кларнеты, «меди» — трубы, корнеты, тромбоны, «ритмических» — фортепиано, барабаны, банджо или гитары, и струнного или духового баса»,— контрабас или сузафон. «Из этих инструментов язычковые и медные выполняли основные мелодические обязанности, тогда как ритмические инструменты, включая фортепиано, отбивали пульсирующие удары сопровождения. В период господства Поля Уайтмэна— 1920—1928,— когда крупные «симфонические» джазовые оркестры были особенно популярны, эти три категории инструментов были значительно расширены за счёт введения добавочных видов, главным образом в «ритмическую группу» джаза. Сюда вошли многочисленные новые и «недолговечные» ударные и некоторые щипковые инструменты. Тем не менее, самые категории инструментов не менялись и сочетание язычковых, медных и ритмических — изобретение, обычно приписываемое сан-францисскому дирижёру Арт Хикмэну — сохранилось без изменения до настоящего времени.