НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

Туба

Последний представитель «меди» есть её настоящий бас, известный в симфоническом оркестре под именем тубы, а в духовом — «контрабасового саксхорна» или «второго баса» в Sib. В оркестре туба появилась сравнительно недавно, и в основном она представляет собою наследника старинного офиклеида — преемника серпэнта. Нет необходимости забираться в исторические дебри — это может увести слишком далеко.

Если оставить в стороне все более тонкие подробности, то останется только сослаться на несколько особенно любопытных и редких образцов. Так, в балете Намуна Лялб поручил тубе такой узор, который былбы по-плечу, пожалуй, только фаготам. Рисунки большой подвижности встречаются у Рэйе в Саламбо и у Рихарда Штрауса в Саломее. Замечательный пример использования тубы находится также у Вагнэра во «Вступлении» к Нюрнбэргским Мастерам Пения. Использованная с явным преувеличением, туба легко порождает ощущение забавного, смешного и даже немного уродливого. Один такой особенно хорошо известный случай встречается у Стравинского в Петрушке, в той сцене балета, где появляется «мужик с учёным медведем». Из новейших авторов особенно остроумно использовал высокий регистр тубы Морис Равэль в своей инструментовке Картинок с выставки Мусоргского. Это удивительное solo встречается в той части сюиты, которой автор предпослал наименование «Быдло».

В современном симфоническом оркестре иной раз композиторы требуют участия двух туб. Подобная роскошь допустима лишь в оркестре огромного состава с особенно широко представленной «медью». В противном случае и если не имеется в виду какое-нибудь особое художественное намерение две тубы неизменно создадут ощущение перегруженности звучания.

Рихард Вагнэр, пристрастие которого к «меди» общеизвестно, в своей Тетралогии требовал ещё четыре уменьшенных, так называемых «валторновых», тубы. Об этих инструментах было вскользь упомянуто в самом начале данного повествования. Но более подробные сведения о них лучше всего почерпнуть в трудах, посвящённых только инструментовке, то есть в данном случае — инструментам оркестра.

В заключение остаётся сказать лишь несколько слов об участии тубы в камерной музыке. Туба, конечно, не участник «камерного ансамбля» в тесном значении слова, но туба является инструментом, привлекшим к себе внимание значительного количества поклонников, готовящих себя к вступлению в ряды лучших симфонических оркестров. Поэтому, задача развития литературы для тубы за последние годы приобрела особое значение. Появилось уже много всевозможных переложений для тубы и фортепиано и написаны уже достаточно виртуозные концерты для этого инструмента. Среди сочинений подобного рода следует упомянуть Концерты для тубы Алексея Лебедева, невероятные технические трудности которых дают полное представление о требованиях, предъявляемых к тубе современными виртуозами на этом инструменте. Само собою разумеется, оркестрового применения такие вещи иметь не могут, но если бедные в своём изложении партии тубы будут несколько расширены и углублены, то это кроме пользы им ничего не принесёт. Из произведений для этого инструмента зарубежных авторов можно назвать ещё только Концерт для тубы известного английского композитора Ральфа Воана Уильямса, ни разу не исполнявшийся в Советском Союзе.

Кстати, здесь же полезно упомянуть о басовом голосе «меди», применяемым в Италии. Это — чимбассо, или басовый тромбон с пистонами. Благодаря присутствию вентилей — в данном случае именно пистонов — cimbasso, в сравнении с тубой, располагает относительно более узкой мензурой и, обладая большей подвижностью, способен выполнять такие построения, от которых буквально «захватывает дух» как у созерцающих его партию, так и у исполнителей-тубистов, воспроизводящих в русских оркестрах партию чимбассо чаще всего на обыкновенной тубе. Вследствие такой вынужденной замены, трудность партии тубы-чимбассо возрастает неимоверно и, если принять во внимание, что отечественные исполнители не допускают никаких, даже самых ничтожных отступлений от партии тромбона-чимбассо, то сложность задачи становится более чем очевидной. Впрочем, в оркестре бывшего Мариинского театра партия тромбона-чимбассо часто воспроизводилась на самой тяжелой для исполнителя разновидности семейства тромбонов — на чрезвычайно редком и дорогом для рядовых оперно-симфонических оркестров контрабасовом тромбоне с кулисой.