НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

При проектирование работники делают так чтобы все угловые кухни из пластика были очень красивы

Положение «духового оркестра» в художественной музыке нового времени

К сожалению, долгое время «военную музыку», а, следовательно, и духовой оркестр, считали чем-то прикладным и «второстепенным». На самом же деле духовой оркестр имеет все права на безусловно самостоятельное и обособленное существование. Он давно уже принимает участие в оперно-симфонической музыке, присоединяясь по мере надобности к театральному или концертному симфоническому оркестру, усиливая его блеск и великолепие. Более того, было время, когда силами инвалидов сводных духовых оркестров столичных гарнизонов устраивались так называемые «инвалидные концерты».

Такие оркестры состояли иной раз из нескольких сот исполнителей и производили ошеломляющее впечатление, особенно при воспроизведении виртуозных обработок русских народных песен.

Но, так или иначе, дело духовой музыки упорно продвигается вперёд. И если исключить ту часть деятельности духовых оркестров, которая имеет чисто-прикладное военное значение, то остаётся только приветствовать стремление музыкантов направить инструментовку для духового оркестра по традиции, принятой в симфонической музыке в самом широком значении этого понятия. Правда, в минувшем столетии многие музыканты упорно держались той точки зрения, что музыка для духового оркестра должна быть какой-то «особенной», и духовым оркестром должно пользоваться также под каким-то «особым» углом зрения. Эти люди искренне были убеждены, что только им открыты «тайны» оркестрового мастерства для духового оркестра и будто бы знатоки симфонической оркестровки не могут справиться с оркестровкой для духового оркестра. Всё это, конечно, плод самых досадных заблуждений, а может быть и не очень здорового стремления удержать за собой своего рода «право собственности» на духовой оркестр в целом. Спору нет, духовой оркестр имеет свои особенности и свои законы, но из этого ещё не следует, что браться за оркестровку для духового оркестра может только «избранный» или «посвящённый». В оркестре нет непреодолимых вещей и вся «тайна» оркестровки для духового оркестра заключается лишь в том, чтобы правильно понять его задачи, возможности и особенности. Если оркестратору будет ясно, что. к медному духовому оркестру надо подходить как к расширенной и сильно усложнённой медной группе симфонического оркестра, а к смешанному или большому духовому оркестру как тс «усечённому» за счёт струнных и, следовательно, в какой-то степени «обездоленному» в своих возможностях обычному большому симфоническому оркестру, тогда, очевидно, оркестратор никогда не столкнётся с теми трудностями, о которых в своё время любили говорить, как о «тайне» искусства оркестровки для духового оркестра. Знание оркестра вообще остаётся знанием, и всякий, кто чувствует и понимает оркестр, может добиться успехов в любом направлении. Такого же успеха он, несомненно, добьётся и в области оркестровки для духового оркестра, если только отнесётся к делу добросовестно и с должным вниманием. Во всяком случае стремление обогатить возможности духового оркестра не только инструментами симфонического оркестра, но и техническими приёмами письма для этого оркестра принесёт духовому оркестру только одну пользу. Духовой оркестр потеряет тогда ту «дешёвую ремесленность», которая ещё не так давно царила в нём благодаря неотступным заботам тех музыкальных деятелей, которые в силу своей привычки не могли понять, что духовой оркестр, при всех своих многообразных обязанностях, есть, прежде всего, музыкально-художественная единица, достойная самого пристального к себе внимания и бережного отношения. Очень хорошо, что многие композиторы нашли время и силы для сочинения музыки, предназначенной исключительно для духового оркестра. Поэтому, их произведения звучат лучше и богаче всего того, что делалось в своё время «с кондачка», а в музыкальном отношении они безусловно выше всевозможных дешёвых и случайных «аранжировок» тех произведений, которые в основном были предназначены их авторами для симфонического оркестра. Эти последние — то есть всевозможные «переработки» — только тогда ответят самым высоким требованиям художественного мастерства, когда они окажутся выполненными опытными музыкантами и подлинными знатоками своего дела. В этом смысле необходимо всячески приветствовать блестяще сделанные переложения лучших образцов классической музыки, ибо слушатель в конечном итоге приемлет всё, за исключением заведомо плохой музыки, написанной молодым и малодаровитым автором, или переложенной старым, хотя и опытным, но бесталанным «аранжировщиком». Право на признанье и дальнейшую жизнь на концертной эстраде имеет только глубокая по содержанию хорошая музыка, но ни в коем случае не её более или менее удачная подделка или дешёвый «заменитель».

Однако, много лучше, когда молодые деятели в области духовой музыки стремятся заставить зазвучать этот оркестр совсем по-новому. В этом смысле им удавалось раскрыть возможности духового оркестра значительно шире и извлечь из него красот несоизмеримо больше тех, которые были известны до сих пор. Здесь же, для полноты изложения, нельзя обойти молчанием стремление некоторых (молодых деятелей обогатить репертуар духовых оркестров особенно сложными обработками крупных симфонических произведений классической музыки и введением в звучание духового оркестра «элементов jazz'a». Если всё это делается с большим талантом и любовью, со вкусом, знанием дела и в рамках надлежащей воздержанности, то ничего плохого в этом нет и быть не может. Музыка jazz'а оставила в истории искусства слишком яркий след для того, чтобы иметь неосторожность о ней замалчивать. Во всём только должна быть мудрая умеренность... В этом смысле очень удачно выполнены Фантазии для духового оркестра Виктора Кнушевицкого, где все эти «обновлённые средства» духового оркестра использованы с подлинным мастерством. Что же касается музыки для духового оркестра вообще, то эта область уже настолько обширна и многообразна, что говорить о ней в объёмах простой беседы было бы не очень осторожно. Лучше поэтому обратиться к тем трудам, которые посвящены только изучению духового оркестра,— там найдутся, несомненно, ответы на все вопросы, которые в той или иной мере могли бы привлечь внимание читателя.

Hosted by uCoz