НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

Инструменты на концертах

В великолепном Шестом Брандэнбургском Концерте Баха использованы два альта-solo с сопровождением небольшого оркестра. Георг-Фридрих Хэндель написал вдохновенный концерт для альта, а Георг-Филипп Тэлеман — современник Баха и прославленный в своё время «присяжный композитор» — оставил не одно замечательное произведение для альта или с участием альта.

Чудесную Серенаду для флейты, скрипки и альта оставил Бетховен. Отнюдь не меньшим вниманием пользовался альт у Моцарта, который применил звучность этого замечательного инструмента в Дуэте для скрипки и альта и в Трио для фортепиано, кларнета и альта. Друг Гёте и современник Бетховена — Карль-Фридрих Цэльтер — написал очень хороший Концерт для альта, а Карэль Стамиц — выдающийся виртуоз на альте и виоль д'амур— оставил в числе прочих сочинений для альта один Концерт. Робэрт Шуман отдал дань альту в своих, редко исполняемых Сказках Феи, написанных для альта и фортепиано и для альта, кларнета и фортепиано, а Клод Дебюсси в чрезвычайно тонкой и изысканной по изложению и звучанию Сонате сочетал звучность альта с арфой и флейтой.

Наконец, советские композиторы неоднократно уделяли внимание альту, главным образом, благодаря частому исполнению их сочинений Вадимом Борисовским. Именно для него написал свою превосходную Сонату для альта Василенко. Из других советских композиторов следует упомянуть, прежде всего, Владимира Крюкова. Он один из первых обратил свои взоры к альту и ещё в годы своей «музыкальной юности» написал ряд сочинений, из которых наибольшей известностью пользуется его Соната для альта., всем памятно звучание альтов — скромных и глубоко-проникновенных — в «Элегии» широко известной Струнной серенады Чайковского. К сожалению, менее известна превосходная симфоническая картина Спендиарова Три Пальмы. Именно для воспроизведения ощущения «пространственности в музыке» автор, пользуясь звучностью альтов, вызывает представление о безбрежных песках знойной пустыни. Несколько холодноватый узор флейты, подобно журчанью ручейка, только подчёркивает и усиливает это впечатление.

В сочетании с английским рожком альт звучит великолепно и таких случаев в оркестре встречается очень много. Но ничуть не хуже звучит и последовательное противопоставление альтов английскому рожку. Этот случай хорошо известен — он встречается в пользовавшейся в своё время большой популярностью сюите Ипполитова-Иванова Кавказские эскизы.

Средние струны — Sol и Re, а вместе с ними и средние регистры виолончели, пригодны для передачи музыки менее суровой и взволнованной. Средние струны звучат немного вкрадчиво, более сдержанно и даже ласково. В оркестре этим струнам самостоятельная мелодическая линия поручается довольно редко, но чудесный образец, где у виолончелей сосредоточен весь узор сопровождения, можно встретить у Римского-Корсакова в прославленной и так хорошо известной «Каватине Берендея» из Снегурочки и в начале «Песни Индейского Гостя» из оперы Садко.

Наконец, высокий регистр охватывает объём первой струны, или «струны La». Это наиболее характерный регистр виолончели — крайне выразительный, немного приподнятый, взволнованный и чрезвычайно убедительный в своей искренней непосредственности. Звучность первой струны виолончели очень хороша в тех случаях, когда этому инструменту поручается воспроизведение в звуках человеческих чувств — любовного экстаза, страданий, сожалений и даже грустных размышлений, Особенноже хорошо звучит на виолончели всё то, что так или иначе связано с понятием «страстности» в самом широком и лучшем значении этого слова. Короче говоря, средний регистр виолончели соответствует баритону, а высокий — лучшим нотам тенора. Именно этот последний регистр является наиболее выразительным и характерным по звучанию. Подавляющее большинство оркестровых мелодических solo лоручено именно первой струне виолончелей, всегда звучащей в оркестре очень заметно и впечатляюще. Таких примеров в музыкальной литературе чрезвычайно много. О них более подробно будет сказано чуть ниже, а здесь приятно вспомнить великолепное solo виолончелей из «Финала» редко исполняемой симфонии Римского-Корсакова — Антар.

Наконец, высший регистр виолончели, лежащий за пределами la первой октавы, охватывает в какой-то части объём, соответствующий объёму скрипки, но звучит он более сочно, напряжённо и возбуждённо. Звуки этого регистра, тем не менее, не лишены теплоты скрипки, хотя и приобретают нечто новое и свойственное только виолончели. Но если ноты высшего регистра извлечь при содействии «гармонических призвуков» или флажолетов, то звучность их приобретает поразительную чистоту, ясность и чарующую прозрачность. Исполнитель не может только передать всю полноту своей страсти по той причине, что палец его не прижимает струну, а лишь слегка прикасается к ней. В оркестре высшим регистром виолончели пользуются чрезвычайно редко. Чаще всего это уже удел виртуозной музыки, но, тем не менее, Рахманинову представился случай поручить высоким виолончелям вдохновеннейший мелодический оборот в заключительной части его Колоколов, где они, в содружестве с некоторыми другими высокими голосами оркестра, производят поистине чарующее впечатление.