НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

Духовой оркестр

Духовой оркестр, как показывает его название, состоит из одних «духовых» инструментов и представляет собою полную противоположность «струнному» оркестру, состоящему только из одних смычковых инструментов. Но теперь даже и в этом, казалось бы, вполне объясняющем суть дела названии есть не мало различий.

Так, например, духовым оркестром в тесном значении слова называется большой или малый смешанный оркестр, составленный из медных духовых инструментов, деревянных духовых и ударных. Просто медным оркестром, могущим быть также «большим» или «малым», называется такой оркестр, в состав которого входят только одни медные духовые инструменты и ударные. Впрочем, ударные инструменты в «малый медный оркестр», строго говоря, могут и не входить.

Что же представляет собою «малый медный» духовой оркестр? Его основой является семейство саксхорнов, или флюгельхорнов — медных духовых инструментов с вентильным механизмом. Эти инструменты в симфонической музыке появляются чрезвычайно редко и, в сущности, представляют собою «собственность» всякого духового оркестра, где часто не очень удачно называются «широко-мензурными» инструментами.

Как известно из истории инструментов, всё семейство «саксхорнов» было преобразовано Адольфом Саксом из старинных бюгельхорное посредством замены клапанов вентильным механизмом. Все саксхорны имеют коническое сечение, обладают очень ровным звуком и представляют собою полное семейство из семи разновидностей от сопранино до контрабаса включительно. Самое название «саксхорн» было дано этим усовершенствованным инструментам Саксом. Но это наименование отнюдь не было принято повсеместно и в основном до сих пор сохранилось лишь во Франции. В Бельгии и Англии эти инструменты удержали за собой старое их название — бюгельхорнов. В Германии их зовут флюгельхорнами, а в Италии — фликорнами. В России эти инструменты первоначально назывались «флюгельхорнами», а спустя некоторое время без достаточных на то оснований их переименовали в «саксхорны».

Итак, это семейство инструментов, иногда с ударными или без них, образует так называемый «малый медный оркестр». Он звучит вполне складно, но немного крикливо и жёстко. В армии этим составом оркестра пользуются обычно в качестве «оркестра по уставу» и при всяком удобном случае стараются расширить его возможности. В количественном отношении состав такого «малого медного оркестра» обычно колеблется в пределах десяти, тринадцати или шестнадцати инструментов.

Как уже легко можно было понять из только что сказанного, «малый медный духовой оркестр» представляет собою наименьшую оркестровую единицу и состоит только из инструментов семейства саксхорнов и ударных. Эти последние в таком составе оркестра представлены обычно малым барабаном и тарелками с большим барабаном, на которых чаще всего играет один исполнитель. Медная группа малого духового оркестра составлена, как правило, из пяти или, если быть особенно точным, то из шести видов,— корнетов, альтов, теноров, баритона и басов, из которых «второй бас» нередко называется контрабасом.

По способу «единообразного письма» контрабасовый саксхорн в Sib или второй бас звучит ноной ниже написанного в ключе Fa и располагает объёмом в две полные октавы от контра до fa малой октавы в действительном звучании. В русских медных духовых оркестрах «второй бас» бывает с тремя или четырьмя вентилями. В этом случае он обладает несколько более расширенным объёмом и его звукоряд простирается тогда от контра-mi до Sib малой октавы. Звучит он всегда также, как и пишется в нотах. Четвёртый вентиль, если он имеется, продолжает указанный звукоряд вниз ещё на четыре ступени и достигает звука контра-do, хотя все эти ступени, включая и близлежащее mi, трудны для извлечения и действительно хороши только в вы-держанных нотах в piano или pianissimo. В техническом отношении оба баса—первый и второй—обладают одним и тем же пороком — их звучность, слишком мягкая и немного рыхлая, лишает инструменты необходимой чёткости и остроты в подвижных рисунках. Но это далеко ещё не значит, что этим басам совершенно недоступны беглые узоры, гаммы, скачки и вообще, любые построения с преобладающим движением. Всё это ими вполне преодолевается, но «второму басу» подвижность менее свойственна, чем «первому басу».

Все перечисленные участники малого медного духового оркестра имеют овальную форму с круто очерченным раструбом, направленным в сторону у альта и тенора с баритоном, и прямым, направленным вверх,— у басов. Исключение составляет только корнет-сопрано — он делается обычно прямым и, сильно напоминая современную трубу, оказывается только значительно шире и чуть короче её. Басы иной раз делались круглыми для того, чтобы при пользовании ими в походе можно было продевать их через голову исполнителя и нести на левом плече. В таком случае их называли геликонами.

Чтобы вполне исчерпать данные о малом медном духовом оркестре, остаётся напомнить только о количестве голосов каждой партии. Корнетов в подобном составе оркестра бывает три — два на первую партию и один — на вторую. В этом случае корнеты получают дополнительное определение первых и второго. Альты имеют две самостоятельные партии и также называются тогда первым и вторым. В точно таком же положении оказываются и две партии теноров. Баритон всегда предусматривает одну партию, а басы — две, по одному на партию первого и второго баса. Об участии ударных инструментов было уже сказано выше.