НАШЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ФОТОГРАФИИ БАЗЫ

СТОИМОСТЬ РЕПЕТИЦИЙ и АРЕНДЫ

СХЕМА ПРОЕЗДА

ОЗНАКОМЬСЯ!!!

КОМУ ЗВОНИТЬ

КТО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ

ДЕМО-ЗАПИСЬ РЕПЕТИЦИИ

Блистательные возможности кларнета

Блистательные возможности кларнета не могли, конечно, остаться вне поля зрения и более молодых авторов. Этим блестящим оркестровым голосом новейшие композиторы пользовались очень широко, нередко поручая ему ответственные solo. Так, например, Шостакович доверил кларнету выразительную мелодическую линию медленной части своей Девятой симфонии, а Хачатурян поручил ему затейливый узор звонкого восточного наигрыша в самом начале балета Гаянэ.

Но, чтобы достойно закончить настоящее повествование о кларнете, в котором всё равно нет никакой возможности исчерпать даже одной сотой доли всего того, что написано для кларнета, необходимо отдать ему должное как непременному участнику — исполнителю камерной музыки. Кларнет чаще других деревянных духовых инструментов появляется в камерных ансамблях,— например, в несравненном Квинтете с кларнетом Моцарта,— где с честью выполняет возложенные на него задачи...

Теперь несколько слов о «разновидностях» кларнета. Прежде всего, «родовой» инструмент или кларнет-сопрано существует в нескольких строях. Было время, когда кларнет были известны в четырёх строях — Do, Si, Sib и La. Каждый из них звучит полутоном ниже своего соседа и отличается от него только окраской звучности и действительным объёмом в нижнем отрезке звукоряда. Так, кларнет в Do — единственный «не-транспонирующий» представитель семейства — звучит ярко, остро и немного крикливо. Этой разновидностью пользовались классики, но в их время кларнет в Do был недостаточно совершенен <и потому романтикам не очень нравился. Этого было вполне достаточно, чтобы его оттеснили два его собрата — кларнеты в Sib и La. Кларнетом в Do перестали пользоваться в оркестре, а инструментальные мастера перестали заботиться о его усовершенствовании. Но в самое последнее время об этой «отверженной» разновидности кларнета неожиданно вспомнили. Мастера применили к нему все достижения современного клапанного механизма, и оказалось, что кларнет в Do не так уж плох. Рихард Штраус тот час же воскресил его в блестящем solo своей оперы Кавалер Розы и дал тем самым веский довод вновь вернуться к этой забытой уже разновидности.

Вторая разновидность кларнета-сопрано — кларнет в Si. Он был построен в те времена, когда на кларнете нельзя было свободно пользоваться всеми тональностями, которые могли встретиться в музыке. Поэтому, данная разновидность кларнета была предназначена для всех дьезных тональностей с большим количеством знаков при ключе. Ещё Моцарт пользовался услугами этого инструмента, но кларнет в Si тотчасже исчез из оркестра, как только была усовершенствована самая низкая разновидность родового инструмента — кларнет в La.

Третий строй кларнета или кларнет в Sib был в своё время предназначен для воспроизведения тональностей с бемолями. Случайно оказалось, что звучность этого инструмента в сравнении с основным инструментом — кларнетом-сопрано в Do — приобрела удивительную красоту и благородство. Это обстоятельство мгновенно покорило умы не только исполнителей, но и композиторов, а инструментальные мастера, столь чуткие обычно к запросам рынка, тот час же принялись за переустройство клапанного механизма этого инструмента и, благодаря применению «бёмской системы», создали вполне совершенный инструмент. Кларнет в Sib оказался способным исполнять всё, что только желали поручить ему композиторы, а исполнители, восхищённые блистательными тембровыми и виртуозными качествами этого вида, начали в ущерб делу злоупотреблять нарочитым применением его везде, где только было возможно. Сейчас это нездоровое увлечение уже прошло, и кларнетисты спокойно относятся к достоинствам кларнета в Sib и не забывают о последнем представителе — кларнете в La.

Первоначально, также как и кларнет в Si, этот инструмент предназначался исключительно для дьезных тональностей. Но случилось иначе. Его звучность, благодаря несколько увеличенному корпусу инструмента, приобрела удивительную мягкость, выразительность и теплоту. Это заставило обратить на него внимание исполнителей, которые стали предпочитать его кларнету в Si, а мастера внесли в его конструкцию все те усовершенствования, которые были ранее применены к кларнету в Sib. Таким образом, в распоряжении кларнетистов оказались две разновидности одного и того же вида — кларнет в Sib и кларнет в La. Первый был предназначен для блестящей и виртуозной музыки, а второй — для музыки нежной, проникновенной и особенно выразительной. В частности, кларнет в La в большей мере, чем кларнет в S/b, стал участником камерной музыки, а с введением всех новейших усовершенствований исчезло и последнее различие между этими инструментами, один из которых был предназначен для бемольных тональностей, а другой — для дьезных. В некотором отношении это разделение функций инструментов сохранилось, но оно имеет уже ничтожное значение. Сейчас выбор строя кларнета в большей мере зависит от содержания музыки, так как в техническом отношении инструменты настолько совершенны, что «тональных» трудностей для них уже почти не существует. Впрочем, свои права тональность неизменно продолжает сохранять и оба кларнета действуют в оркестре столь же широко, как и прежде.

Современные кларнеты пишутся в качестве транспонирующих инструментов. Это значит, что ноты для них изображаются в строе родового инструмента с последующим затем воспроизведением тоном ниже для кларнета в Sib и малой терцией ниже для кларнета в La. Само собою разумеется, исполнитель, имея под руками совершенно тождественное расположение клапанов и дырочек, совершенно свободно пользуется не только любым строем инструмента, но и любой разновидностью его.

Уменьшенная разновидность кларнета носит название малого кларнета. Малые кларнеты, предназначенные для продления вверх высоких регистров родового инструмента, обычно строятся в Re и Mib. Наибольшее распространение получил кларнет в строе Mib, звучащий малой терцией выше написанного. Эти инструменты звучат очень ярко и звонко, но несколько крикливо и даже вызывающе, особенно в forte. Тем не менее, композиторам не раз удавалось весьма удачно пользоваться этой столь заметной и характерной звучностью оркестра. Один из наиболее ранних случаев применения малого кларнета встречается в последней части Фантастической симфонии Бэрлиоза, а другой — в «Заклинании огня» в последнем действии Валкирии Вагнэра. В более позднее время очень широко, но, главным образом, из чисто оркестровых соображений, вызванных увеличенным составом оркестра, малым кларнетом пользовался Римский-Корсаков. Много писали для малого кларнета как Рихард Штраус, так и ряд других композиторов самого конца XIX и начала XX столетия. Удачно воспользовался малым кларнетом Шостакович в первой части своей Седьмой симфонии. Особенно же широкое распространение малый кларнет получил в духовом оркестре смешанного состава.

Более низких разновидностей кларнета существует три — бассэтхорн или альтовый кларнет, бас-кларнет и контрабас-кларнет. Средняя разновидность — между кларнетом-сопрано и бассэтхорном,— известная под именем кларнета д'амур и настроенная в Sol, никакого распространения не получила.